Автогудронатор

Автогудронатор  — это дорожно-строительная машина, предназначенная для транспортировки и распределения жидких вяжущих материалов в горячем состоянии. Несамоходная машина, предназначенная для аналогичных целей называется гудронатором.

Обычно, в дорожном строительстве в качестве вяжущего,  используют битум или битумную эмульсию.

Автогудронатор состоит из следующих базовых узлов:

  • автомобильное шасси – базовая машина (обычно это грузовой автомобиль отечественного или импортного производства);
  • цистерна, предназначенная для перевозки битума, с теплоизоляцией;
  • система обогрева с жаровыми трубами или масляной рубашкой (система непрямого нагрева), оборудованная газовой или дизельной горелкой для поддержания битумного материала при заданной температуре;
  • битумный насос с приводом от двигателя автомобиля или оборудованный автономным дизельным двигателем;
  • система трубопроводов для подачи битумного материала на распределительную гребенку с форсунками;
  • прочие системы: очистки, система управления и дозирования распределением битумного материала и т.п.

С помощью автогудронатора выполняются следующие операции:

  • Перекачка битумных материалов;
  • Перевозка битумных материалов;
  • Нагрев битумных материалов до рабочей температуры;
  • Распределение битумных материалов с помощью распределительной рампы или удочки (ручной режим при ямочном ремонте).

Автогудронаторы используют не только для строительства или ремонта дорог, но и для гидроизоляции фундаментов, трубопроводов и других инженерных конструкций.

Автогудронаторы по вместимости цистерны можно разделить на три группы:

  • Малой вместимости (1000 – 1500 литров);
  • Средней вместимости (3000 – 3500 литров);
  • Большой вместимости (5000 литров и более).

Цистерна автогудронатора представляет собой сварную металлическую бочку, внутри оборудованную «волнорезом», для предотвращения гидравлических ударов о стенки. Цистерна изолирована стекловолокном для поддержания высокой температуры перевозимого битумного материала. Обычно залив в цистерну производится через верхнюю горловину, оборудованную сетчатым фильтром.

Обычно насос, обеспечивающий перекачку битумного материала, работает от коробки отбора мощности автомобиля, присоединенной к коробке передач или блоку шестерен заднего хода.

На автогудронатор установлены следующие контрольные приборы:

  • указатель уровня битумного материала в цистерне;
  • термометр измерения температуры битумного материала;
  • тахометр скорости вращения вала насоса.

Самым популярным является гудронатор ДС-39Б, смонтированный на шасси ЗИЛ-433362, ЗИЛ-432932, МАЗ-4380. Емкость цистерны составляет 4 куб.м. Эта модель позволяет разогревать транспортируемый битумный материал до 200 градусов. Подогрев осуществляется через жаровую трубу с помощью одной горелки на дизельном топливе. Такая модель предлагается к продаже ориентировочно по цене от 2,0 млн. руб. до 2,2 млн. руб. Стоимость аренды такой машины составляет от 8,0 тыс. руб. до 12,0 тыс. руб. за смену.

Из популярных иностранных марок автогудронаторов, реализуемых в России можно отметить гудронаторы польских фирм «HYDROG ZMB», «»MADROG PMD и итальянской компании MASSENZA.

Гудронаторы MASSENZA монтируются, как на шасси отечественных и зарубежных марок автомобилей.