Бульдозеры в щебеночных карьерах

Бульдозер – это землеройно-транспортная машина.

Тяжелые бульдозеры  применяются в карьерах для послойной разработки пластов горных пород, перемещения в отвалы, для устройства технологических дорог и площадок для другой землеройной и специализированной техники.

По конструкции карьерный тяжелый бульдозер представляет собой гусеничный трактор с навесным оборудованием, в зависимости от выполняемых работ: отвалы различной формы (прямые, сферические, полусферические), грейдерное оборудование, рыхлители различных конструкций.

По типу отвала бульдозеры можно разделить на машины с поворотным и неповоротным отвалом. Поворотный отвал можно двигать как продольной, так и вертикальной плоскости. Бульдозеры с поворотным отвалом более функциональны и могут выполнять черновую профилировку поверхности. Часто отвалы комплектуются специальными козырьками или дополнительныи боковыми стенками.

Учитывая тяжелые условия эксплуатации, на карьерных работах, обычно применяются только гусеничные тракторы, рабочие характеристики которых выше чем у колесных. Классифицируют промышленные тракторы по тяговому усилию, которая машина способна приложить на крюке без оборудования на рабочей скорости 2,5-3 км. в час в эталонных условиях (вид и влажность грунта и т.п.). Гусеничные тракторы распределены по данной классификации следующим образом: 30; 40 (60); 60 (100); 100 (150); 150 (200); 350 и 750 кН.

Обычно бульдозеры условно делят на три группы:

  • легкие, с тяговым усилием до 60 кН;
  • среднее, с тяговым усилием 100…150 кН;
  • тяжелые, с тяговым усилием 250 кН и выше.

В карьерных работах при разработке скальных грунтов используются тракторы мощностью от 100 кН. , т.е. средние и тяжелые. Производительность бульдозера зависит от мощности его мотора и массы. Высокомощный, но легкий бульдозер, так же, как и тяжелый, но маломощный одинаково не эффективны. Важно понимать, что бульдозер не может развить тяговое усилие выше, чем его собственная масса.

Из бульдозеров российского производства, самый распространенный на карьерных работах – это модель Т-170 Челябинского тракторного завода. Следует понимать, что машина эта вышла с конвейера в далеком 1988 году и уже морально устарела. На смену ему приходят бульдозеры, как отечественных, так и зарубежных марок.

На сайте ЧТЗ-УРАЛТРАК представлены новые бульдозеры различных модификаций (всего 12 моделей).  Самыми мощными являются модели:

  • ДЭТ250М2 – гусеничный дизель-электрический бульдозер 25 класса с двигателем мощностью 323 л.с.;
  • ДЭТ-400Б1Р2– гусеничный дизель-электрический бульдозер 25 класса с двигателем мощностью 370 л.с.
  • Т75.01(Т-800) – самый большой бульдозер на европейском континенте. Мощность двигателя составляет 820 л.с., а масса 106 тонн. Это бульдозер способен стать альтернативой буро-взрывному способу работ со скальными породами.

Но бульдозер фирмы Komatsu модели D575A превзошел Т-800. Мощность двигателя у D575A – 1000 л.с , вес 142 тонны, а длина 12,7 метра.

Бульдозер CATERPILLAR D11R весит 104 тонны мощность двигателя которого, в результате доработок, возросла с 850 л.с. до 915 л.с.

Но конечно это самые большие бульдозеры Мира на щебеночных карьерах скорее исключение, чем правило.