Щебень в дорожном строительстве

Щебень является одним из основных материалов, используемых в дорожном строительстве. К свойствам щебня выдвигаются самые высокие требования, поскольку от качества и свойств материалов, используемых при строительстве автомобильной дороги зачастую зависит безопасность движения по ней в будущем.

При строительстве автомобильной дороги используются два существующих основных вида щебня: известняковый и гранитный.

Известняковый щебень, как менее прочный материал используют при строительстве оснований. Данный слой дорожной одежды меньше подвержен нагрузкам, по сравнению с верхними слоями покрытия. Щебень из известняковых и доломитовых пород  применяется крупных фракций и хорошо уплотняется. Известняковый щебень, используемый для дорожного строительства должен выдерживать 150 циклов заморозки-разморозки (F-150), по прочности должен быть не нижем марки М(600)800. Желательно, что бы зерна щебня имели кубовидную форму. Щебень при устройстве оснований укладывают методом заклинки – смешение щебней крупной и мелкой фракции для последующего эффективного уплотнения.

Все же в наибольшем объеме в дорожном строительстве применяется гранитный щебень. Морозостойкость данного вида щебня существенно превышает морозостойкость щебня из известняковых пород (F-400 против F-150). Марка по прочности гранитного щебня также больше почти в два раза: M1400. Гранитный щебень использует в верхних слоях дорожной одежды. Следует отметить, что требования по радиоактивности щебня из изверженных пород в дорожном строительстве на порядок ниже, чем, например, при строительстве гражданском.

В последние годы в дорожном строительстве приобретает популярность использование щебня, получаемого из отходов металлургического шлака (ферросплавный щебень). Конечно характеристики такого щебня ниже, чем у его природных аналогов. При использования такого вида «вторичных» щебней важна экономическая составляющая. Шлаковый щебень намного дешевле даже известнякового щебня.

Одним из вариантов дорожного покрытия для дорог с невысокой интенсивностью движения является покрытия из так называемого «черного» щебня. В процессе производства щебень разогревается до 120 градусов и обрабатывается битумом или битумной, дегтевой эмульсией. Укладывается дорожное покрытие из «черного щебня» холодным и уплотняется методом заклинки (смешение в процессе укладки и уплотнения мелких и крупных фракций.

Всего на дорожное строительство в России уходит до 70 млн. кубических метров ежегодно.