Устройство основания из щебня при укладке тротуарной плитки

Первым этапом при укладке тротуарной плитки является обустройство основания под нее. Основание устраивается в корыте – траншее, которая роется на месте предполагаемой укладки плитки. Глубина корыта примерно соответствует толщине основания. Перед началом укладки первого слоя основания, верхний слой почвы в земляном корыте необходимо уплотнить. При небольших объемах строительства уплотнять можно ручным катком или небольшой виброплитой. Бывают также небольшие ручные катки с функцией виброуплотнения. Если не уплотнить почву, то в дальнейшем не исключены проседания или деформации слоев основания, что, в дальнейшем приведет к разрушению тротуарной плитки.

Ручные вибпроплиты инструмент достаточно дорогостоящий. Стоимость такого инструмента отечественного производства составит сумму от 24 000 до 40 000 рублей. Стоимость аренды такой машины обойдётся примерно 600-700 рублей в сутки. Количество проходов для оптимального уплотнения грунта: 10-20.

Ручной вибрационный каток – дорогое удовольствие. Цена может начинаться от 200 000 рублей. Стоимость аренды такой машины обойдётся примерно 3500 рублей в сутки. Количество проходов для оптимального уплотнения грунта: 5-8.

После уплотнения поверхности земляного полотна рекомендуется положить слой геотекстиля для разделения поверхности почвы и нижнего слоя основания.

Следует понимать, что толщина и материал основания должны применяться в зависимость от условий эксплуатации плитки и предполагаемой нагрузки, которая будет на нее воздействовать. Достаточно частый случай на приусадебном участке, когда на тротуарной плитке паркуют легковые автомобили. Это является дополнительным разрушающим фактором для конструкции. В этом случае рекомендуется в качестве первого слоя основания применять слой щебня. Толщину слоя можно сделать в районе 10-15 см. (минимальный слой: 7 см.). Толщина слоя щебня зависит также от характера почвы, на которой оно кладется. Для плотных почв – основание делается меньше, чем для рыхлых.  Желательно в нижний слой основания положить щебень более крупной фракции: 25-30 мм., а поверх него сделать еще один слой щебня более мелкой фракции: 15-20 мм. Такой двойной слой щебня будет легко уплотняться и будет меньше подвержен разрушению в процессе эксплуатации. Щебеночный слой уплотняется также вибрплитой, вибротрамбовкой или катком. Перед процессом уплотнения, щебень рекомендуется полить небольшим количеством воды. Трамбование (уплотнение) должно происходить послойно.

На основании из щебня устраивается слой песка около 5 см. По возможности, рекомендуется между песком и щебнем положить еще один слой геотекстиля. Данный материал не позволит перемешиваться двум материалам и позволит сохранить их эксплуатационные качества. Песчаный слой также необходимо уплотнять, с помощью специальных механизмов. Количество проходов для песчаного слоя можно уменьшить.

Следует отметить, что под устройство бордюрного камня роется отдельная более глубокая траншея по периметру (около 30 см.). Бордюрный камень устанавливается на бетонное основание толщиной 7-10 см. Бетонное основание делается из раствора со следующими пропорциями:

1 часть портландцемента + 3 части песка + 3 части щебня. Перемешивать раствор можно или в обычном корыте или в ручной бетономешалке. Консистенция бетонного раствора должна быть достаточно густой, но материал должен быть пластичным и легко укладываться.

Обычно выставляемый бордюрный камень ровняется по натянутому шнуру. После установки бордюров, расстояние между бордюром и краем земляного корыта, так же заполняется раствором.

После этого основание готов для укладки тротуарной плитки.