Производство битума

Нефтяной битум представляет собой продукт различной консистенции: от твердого до жидкого. В состав битума входят: асфальтены (твердые хрупкие компоненты нефти темного цвета), смолы и масла.

Присутствие в составе каждого из трех компонентов придают нефтяному битуму определенные свойства:

  • присутствие асфальтенов придает битуму высокую температуру размягчения и твердость;
  • смолы придают материалу эластичность и улучшают связывающие свойства;
  • масла – это жидка среда, в которой растворены или находятся другие компоненты нефтяного битума.

Сырьем для производства битума служат: крекинг-остатки (фракция с температурой кипения более 350 градусов); гудроны, мазуты.

Имеется всего три основные технологии производства нефтяного битума:

  1. Остаточные и осажденные нефтяные битумы получают путем перегонки концентрированных нефтяных остатков в вакууме.
  2. Окисленные битумы получают путем окисления кислородом гудронов, крекинг-остатков при температурах от 180 до 300 градусов. Данный способ производства битума в настоящий момент имеет наиболее широкое распространение в промышленности;
  3. Компаундирование. Это процесс смешения остаточных и окисленных битумов с нефтяными остатками и дистиллятами.

Для перегонки, в качестве исходного сырья используют мазут, а для окисления и деасфальтизации применяют гудроны.

Остаточные битумы, по своим свойствам это мягкие легкоплавкие материалы. В отличие от остаточные битумов, окисленные нефтяные битумы – это материал эластичный  и устойчивые к температурному воздействию.

Основным оборудованием для производства нефтяных битумов являются трубчатые реакторы и окислительные колонны. Для производства дорожных нефтяных битумов используются, в основном окислительные колонны, для строительных битумов – трубчатые реакторы.

Колонна работает по непрерывной схеме. Материал для приготовления битума постоянно подается в середину колонны  — на границу раздела фаз. Снизу колонны откачивается битум. Снизу в колонну подается воздух для окисления через барботер (устройство для пропускания газа через жидкую среду), а вывод отработанных газов после процесса окисления происходит через верх колонны.

С заводов жидкие и полужидкие битумы транспортируется в железнодорожных цистернах, автобитумовозы, вагоны-бункеры. Высокоплавкие твердые битумы фасуют в мешки или отливают из него форму, удобную для транспортировки.