Водопропускные дорожные трубы

Водопропускные дорожные трубы служат для пропуска водного потока под дорожной одеждой. Часто при пересечении автомобильной дорогой небольшой водной преграды использование дорожной трубы более экономически целесообразно, чем строительство моста.

Кроме того, водопропускные дорожные трубы служат для пропуска талых вод, воды собирающейся на рельефе после дождя и т.п.

Технические требования к дорожным водопропускным трубам регламентируются нормативным документом: ГОСТ 32871-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Трубы дорожные водопропускные. Технические требования».

Устройство дорожных водопропускных труб не требует изменения ширины проезжей части или конструкции дорожной одежды. Дорожная труба засыпается грунтом, а поверх укладываются слои дорожной одежды. При достаточной толщине засыпки, влияние нагрузок от проезда по автомобильной дороги автотранспорта на дорожную трубу сводится к минимуму.

По краям дорожной трубы устраиваются оголовки, которые удерживают края насыпи и обеспечиваю вход и выход водного потока. Оголовки делятся на верховой – входной и низовой – выходной. Кроме того около оголовков устраиваются лотки для предотвращения размыва грунта.

Водопропускные дорожные трубы могут изготавливаться из следующих материалов:

  • бетон;
  • железобетон;
  • сталь (металлические гофрированные);
  • композитные материалы.

По числу отверстий водопропускные дорожные трубы можно разделить на: одноочковые, двухочковые и многоочковые.

Форма поперечного сечения у водопропускных дорожных труб может быть, как замкнутой, так и разомкнутой. Дорожные трубы замкнутой формы имеют поперечное сечение в виде круга, квадрата или эллипса. Размокнутыми бывают в основном дорожные трубы выполненные из гофры. Форма разомкнутых труб может быть арочной, коробочной или многорадиусной.

Огромную роль при проектировании дорожных водопропускных труб играет прогнозируемый режим ее работы. Трубы могут работать, как напорные. В этом случае труба работает полным сечением. Подтопление верха трубы на входе превышает 20%. Безнапорный режим работы предполагает, что верх дорожной трубы на входе свободен или подтопление не превышает 20%. Полунапорный режим подразумевает работу на входе полным сечением с дальнейшим понижением уровня потока в трубе.

Дорожную водопропускную трубу укладывают  на заранее спрофилированное земляное полотно, подготовку из щебня и песка (щебеночная подушка). Такой тип укладки называется бесфундаментным. Устройство дорожной трубы на фундаменте предусматривает устройство фундаментной плиты из бетона или железобетона. Иногда дорожную трубу укладывают на свайное основание.

Дорожные водопропускные трубы разделяют по несущей способности (способность верха трубы нести нагрузку от насыпи) на четыре группы в зависимости от высоты насыпи: до 5 метров высоты для 1-ой группы и до 20 метров – для 4-ой группы. В зависимости от необходимой несущей способности дорожной трубы, подбираются материалы для ее изготовления: толщина стенок, марка бетона, класс бетона, класс стали по прочности.

Диаметр отверстия водопропускных дорожных труб зависит от таких факторов, как длина трубы (чем больше длина трубы тем больше ее диаметр). Дорожные трубы самого маленького диаметра устанавливаются на съездах, а например диаметр дорожной трубы более 30 метров должен оставлять не менее 1,5 метров.