Установка бортового (бордюрного) камня

Для установки бортовых (бордюрных) камней следует выполнить следующие виды работ:

  • устройство земляного корыта (траншеи) под бортовой камень;
  • устройство подстилающего песчаного слоя;
  • устройство цементобетонного основания;
  • установка бортовых камней;
  • заделка швов между камнями;
  • заделка пазух.

Траншею под бортовой камень обычно выполняют механизированным способом:

  • размечают линии установки бортового камня (вертикальная и горизонтальная линия установки);
  • с помощью профильного ножа, установленного на отвале автогрейдера;
  • траншеекопателем, установленном на тракторе ;
  • экскаватором с узким ковшом

На первом этапе при помощи теодолита и нивелира размечают места установки боровых камней (вдоль деревянных колышков или металлических штырей натягивается шнур).

Далее производиться копка траншеи. Глубина и ширина траншеи зависит от габаритов бортового камня. Возвышение борта над проезжей частью может варьироваться в диапазоне от 12 до 18 см в зависимости от принятых проектных решений. Заглубление бортового камня ниже лотка проезжей части должно быть не менее 12-15 см. По ширине с каждой стороны от бордюрного  камня оставляется зазор по 100 см (например, при ширине бортового камня в 15 см, траншея роется шириной 350 мм

На дно траншеи,  насыпают песчаную или песчано-гравийную смесь на толщину слоя в 10 см. Данный выравнивающий подстилающий слой необходимо утрамбовать. Для данной операции используется ручная трамбовка.

Иногда бортовой камень ставят прямо на выравнивающий слой. Это наиболее простой и экономичный вариант. В некоторых случаях, проект предусматривает установку бортового камня на цементобетонное основание. Толщина слоя такого бетонного основания составляет так же 10 см. Для устройства основания под бортовой камень  целесообразнее использовать  бетон марок М200 или М250.

Далее начинается процесс  укладки бортовых камней. Для установки бортового камня в траншею используются специальные клещи. Проводят процедуру укладки вдвоем из-за значительного веса  изделия (от 100 кг до 130 кг для бордюра длиной 100 см).  Более тяжелые типы бортовых камней устанавливаются при помощи крана на автомобильном шасси. Корректировка положения бортового камня в траншее производиться молотком с  резиновым наконечником, что бы не повредить бортовой камень.  Зазор между бортовыми камнями не должен превышать 3 мм. Данные зазоры на финишном этапе заделываются бетонной смесью.

После установки и корректировки положения бортовых камней производится бетонирование зазора между краями бортового камня и боковой стенкой траншеи. Иногда проект может предусматривать обратную засыпку зазора не со стороны проезжей части асфальтобетонной смесью, ПГС или мелким щебнем. С тыльной стороны пазуха заполняется грунтом с последующим уплотнением ручными трамбовками.

Как правило, работы по установке бортовых камней проходят только в светлое время суток. Во избежание получения травм и других несчастных случаев запрещается ровнять планировку  основания под камнем, поднятым автомобильным краном.