Модифицированный битум

Дорожно-строительные организации являются основными потребителями нефтяных битумов в России. Из всех нефтяных битумов, производимых в стране, более 88% являются дорожными.

Дорожный нефтяной битум является наиболее дешевым и универсальным вяжущим, используемым при строительстве оснований и покрытий. Стоимость нефтяных битумов значительно меньше стоимости битумов природных. Дорожные нефтяные битумы выпускаются в широком ассортименте с различными эксплуатационными свойствами, что позволяет использовать для строительства покрытий в различных климатических условиях.

Свойства нефтяных битумов зависят от свойств исходного сырья – нефти и способа, которым этот битум получают.

Полимерные битумы обладают большей эластичностью при работе в составе асфальтобетонных покрытий, по сравнению с обычными дорожными битумами (БНД). Битумы, модифицированные полимерами, работают в большем диапазоне температур без существенного изменения своих свойств (диапазон между двумя пограничными состояниями: «хрупкости» и «размягчения» составляет около 100 градусов, в то время, как у обычного нефтяного дорожного битума не превышает 60 градусов).

Еще одним важным качеством модифицированных полимерных битумов является их более медленное старение, что продляет срок службы асфальтобетонного покрытия, изготовленного с их применением.

Для полимеризации дорожных нефтяных битумов используют три вида полимерных добавок: эластомеры, пластомеры и термоэластичные материалы (термоэластопласты).

Добавление в битум пластомеров увеличивает диапазон рабочих температур: от -30 (состояние хрупкости) до +60 (состояние размягчения). Основной проблемой при улучшении битумов пластомерами, является разделение фаз при нагреве, что делает практически невозможным их хранение. Основными пластомерами являются: атактический полипропилен, этиленвинилацетат, Элвалой АМ, Вископласт-S. Пластомер (термопласт) при содержании в вяжущем более 6%, создает жесткую пространственную сетку, которая и сопротивляется деформированию. При смешении с битумом пластомеры растворяются в вяжущем при температуре 150 – 170 градусов.

Эластомеры придают дорожному нефтяному битуму свойства обратимого деформирования (повышенной упругости). В качестве эластомеров применяют синтетические и натуральные каучуки. Процент добавки в вяжущее эластомеров колеблется от 2% до 7%. Добавление происходит в виде растворов масел или углеводородных растворителей.

Термоэластопласты добавляются в битумы в виде гранулированного порошка или крошки. Добавляются в битум в размере от 2% до 6%. Диапазон температур после добавки термоэластопластов колеблется в диапазоне от -80 до +80 градусов.