
Горячая асфальтобетонная смесь – это смесь, приготовленная из смеси щебня, минерального порошка (или без него), песка и дорожного битума (вязкого или жидкого) в определенных соотношениях. Компоненты смеси перемешаны друг с другом в нагретом состоянии. Температура горячей асфальтобетонной смеси при укладке должна быть не ниже 120 градусов Цельсия.
Горячая асфальтобетонная смесь является наиболее применимой в дорожном строительстве. Покрытие их такого асфальтобетона наиболее устойчиво к атмосферным факторам и механическому воздействию, оказываемому автомобилями в процессе эксплуатации.
На асфальтобетонные смеси и асфальтобетон распространяемся действие ГОСТ 9128-2009 «Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия».
Асфальтобетонные смеси делятся в зависимости от вида своего состава:
- в зависимости от минеральной составляющей: гравийные, щебеночные или песчаные;
- в зависимости от вида битума и температуры укладки: горячая асфальтобетонная смесь, холодная асфальтобетонная смесь;
- в зависимости от зерен минерального компонента: крупнозернистые (до 40 мм), мелкозернистые (до 20 мм), песчаные (до 10 мм);
- асфальтобетоны подразделяются по пористости (после укладки) на высокоплотные, плотные, пористые, высокопористые.
По содержанию щебня горячие асфальтобетонные смеси делят на типы: А (50-60%), В (40-50%), С (30-40%).
Горячая высокоплотная асфальтобетонная смесь должна содержать не менее 50-70% щебня.
Кроме того асфальтобетонные смеси разделяют в зависимости от типа применяемого песка на сделанные с применением отсевов дробления горных пород и с применением природных песков.
ГОСТ 9128-2009 регламентирует требования к материалам, применяемым при изготовлении горячих асфальтобетонных смесей:
- контролируется лещадность щебня, его прочность и морозостойкость;
- контролируется состав песка, содержание глинистых и пылевидных частиц, а также прочность исходного материала;
- контролируется соответствие вяжущих составляющих горячей асфальтобетонной смеси, соответствующим нормативным документам (ГОСТ 22245-90 «Битумы нефтяные дорожные вязкие» и ГОСТ 11955-82 «Битумы нефтяные дорожные жидкие»).
Для устройства нижних слоев покрытия автомобильной дороги целесообразно применять крупнозернистые горячие асфальтобетонные смеси. Мелкозернистые смеси применяют в верхнем слое дорожной одежды. Обычно такая смесь отличается высоким содержанием щебня, что делает ее очень устойчивой к эксплуатационным нагрузкам. Вообще чем больше предполагаемая интенсивность движения автомобильного транспорта, тем больше щебня в составе горячей асфальтобетонной смеси.