Дорожный битум

Битум – это органический вяжущий материал. Это сложная смесь органических соединений. Эти высокомолекулярные органические соединения представляют собой жидки и вязкие пластичные вещества, не растворяющиеся в воде.

Структура состава обычного битума приблизительно такая: до 80-85 % углерода; до 15 % водорода; от 2 до 10 % серы; не более 5 % кислорода; от 0 до 2 % азота.

Органические вяжущие материалы используют во всех отраслях строительства, в том числе и дорожном.

Исходным материалом для производства вяжущих является обычно нефть. Кроме нефти вяжущие можно получить при обработке горючих сланцев, каменного угля, древесины и торфа.

Дорожный нефтяной битум – это смесь высокомолекулярных углеводородов и их производных. При строительстве автомобильной дороги используются, как  правило, вязкие нефтяные битумы.  Смесь дорожного битума с каменными материалами, позволяет получить различные строительные смеси, в том числе, асфальтобетонную. Дорожный нефтяной битум должен обладать не слишком высокой вязкостью, хорошо смачивать каменный материал и прилипать к нему. Хорошая асфальтобетонная смесь, это в которой все частицы каменного цветка покрыты тонкой пленкой вяжущего вещества.

При использовании нефтяного дорожного битума в дорожном строительстве, его вязкость строго контролируется. При вязкости битума больше допустимой, слой, обработанный таким битумом, будет тяжело уплотнить. Слой, отсыпанный с использованием слишком жидкого битума, так же сложно уплотнять – каток проваливается в смесь.

Основная характеристика, помимо жидкости битума, это прочность битумной пленки. Данная пленка определяет эксплуатационные свойства слоя дорожной одежды, изготовленного с использованием битума.

Прочность битумной пленки зависит от:

  • Толщины пленки;
  • Вид каменного материала, на поверхности которого эта пленка была образована;
  • Температура пленки.

При повышении температуры окружающей среды, битумная пленка нагревается и ее прочность снижается. Таким образом, в строительстве с использованием битумов, очень важно выбрать битум, с учетом соответствующего климатического района.

При воздействии колес автомобилей, битумная пленка та же деформируется. Чем выше скорость транспортных средства на дороге, тем меньше изнашивается битумная пленка.

Старение битума, происходит под воздействием кислорода воздуха, солнечной радиации.

Для улучшения эксплуатационных качеств битумной пленки  в состав битума вводятся полимерные добавки. Для уменьшения деформативности битумов и исключения волн на поверхности  покрытия при повышенных температурах в состав вяжущего материала вводят тугоплавкие битумы.

Для улучшения адгезионных свойств битума (прилипания к поверхности каменных материалов), в его состав вводят ПАВ (поверхностно-активные вещества).

Требования к современным вязким дорожным битумам можно прочитать в нормативном документе: ГОСТ 2245-90 «Битумы нефтяные дорожные вязкие»

Битум является пожароопасным материалом, поэтому работать с ним следует аккуратно, особенно с жидким, у которого, по сравнению с вязкими, невысокая температура вспышки.

Самые распространенные дорожные битумы это марки: БНД 60/90, БНД 90/130, БНД 90/10.