Цементобетонные покрытия и основания

Бетоном называется искусственный камневидный материал. Бетон получают смешением вяжущих, заполнителей, добавок и воды. Бетон – это уже затвердевшая бетонная смесь.

Цементобетонное покрытие применяется при строительстве автомобильных дорого с расчетной высокой интенсивностью движения и строительстве аэродромных покрытий.

Цементобетонные покрытия можно разделить на:

  • сборные;
  • монолитные;
  • сборно-монолитные (тонкие железобетонные плиты 6 — 12 см. укладываются на слой низкомарочной бетонной смеси);
  • укатываемые.

Кроме того цементобетонные покрытия разделяют на:

  • армированные;
  • неармированные.

Покрытие из сборных железобетонных плит устраивается на автомобильных дорогах к сельскохозяйственным предприятиям, дачным поселкам, промышленным предприятиям. Наиболее распространенными для таких покрытий являются предварительно-напряженные дорожные плиты различных марок (ПДСН).

Покрытие из цементобетона может быть выполнено в один или два слоя. Между покрытием и основанием предусматривается выравнивающий слой из песка или песка обработанного вяжущими толщиной 3 см — 5 см. Выравнивающий слой необходим для снижения сдвигающих нагрузок, передающихся от плит покрытия на основание. Если при строительстве используются высокоточные машины с системой обеспечения ровности, выравнивающий слой не устраивается.

На дорогах с высокой интенсивностью движения в качестве основания используется смесь каменных материалов, укрепленных цементом, супесчаные грунты, укрепленные цементом или слой из тощего бетона.

На дорогах с низкой интенсивностью, при устройстве основания используются шлаки, грунты, укрепленные неорганическими вяжущими.

Толщину цементобетонной плиты и других слоев дорожной одежды определятся расчетом при проектировании дорожной одежды. Наиболее распространенная толщина цементобетонного покрытия лежит в диапазоне от 18 см. до 24 см.

Для снижения деформации цементобетонного покрытия при перепадах температур, в монолитных железобетонных плитах нарезаются температурные швы сжатия и расширения. Правильный устроенный шов расширения снизит в конструкции излишние напряжения, возникающие при сезонных колебаниях температур. Швы расширения устраивают вместе со швами сжатия. Расстояние между швами расширения зависят от толщины плиты и природно-климатических условий.

Температурные швы нарезаются при помощи специальных машин с алмазными дисками и очищаются сжатым воздухом. Шов сжатия нарезается на ¼ толщины плиты. После нарезки в шов помещают уплотнительный шнур и проводят герметизацию

Устройство дорожных покрытий из укатываемого цементобетона – достаточно популярная технология в промышленно-развитых странах. Жесткий цементобетон укладывается при помощи асфальтоукладчика, а затем уплотняется дорожными катками. В западных странах такие покрытия устраиваются там, где прогнозируется движение тяжелых большегрузных автомобилей.