Битумоемкость щебня

При приготовлении асфальтобетонной смеси щебень, используемый в качестве крупного наполнителя, покрывается вяжущим веществом. Расход на пропитку того или иного вида щебня битумом серьезно отражается на конечной себестоимости строительства автомобильной дороги.

Расчет необходимого количества битума в составе асфальтобетонной смеси рассчитывается в зависимости от свойств наполнителей: щебня, песка и минерального порошка. Все зерна наполнителей, входящих в состав асфальтобетона, покрываются битумной пленкой определенной толщины. По величине поверхности зерен каждой фракции определяют требуемое количество битума на одну фракцию.

Битумоемкость каждой фракции минерального материала определяют либо в процессе лабораторных испытаний, либо по специальным таблицам. Следует понимать, что на битумоемкость материала, помимо прочих факторов, также запыленности материала, содержание посторонних включений, взаимодействие щебня и битума между собой. Поэтому расчет по таблицам менее точен и может быть скорректирован по результатам лабораторных испытаний. Обычно, для проверки свойств асфальтобетонной смеси готовят и испытывают три состава смеси с различным количеством битума (образцы отличаются количеством битума на 0,5% от расчетного).

Разумеется, что чем меньше фракция щебня в составе смеси, тем больше его битумоемкость. Например битумоемкость гранитного щебня фракции 15-20 мм. составляет 4,5%, а битумоемкость фракции 2,55 мм. уже 5,5%.

Помимо битума, для улучшения обволакивания минеральных частиц, в состав асфальтобетонной смеси  вводя ПАВ (поверхностно-активные вещества). Концентрация ПАВ может быть в пределах от 0,5% до 5%.

При строительстве облегченного дорожного покрытия, щебеночные слои в дорожном строительстве устраиваются методом пропитки.  Слои из более крупного щебня устраиваются с расклинцовкой основного слоя, щебнем более мелких фракций. Далее следует пропитка слоя щебня на 4-10 см. органическими вяжущими (битум, различные смолы).

Для метода пропитки используется щебень метаморфических или изверженных пород марок не ниже М600-М800. Разлив вяжущих веществ осуществляется автогудронатором только после уплотнения щебеночного слоя катком в несколько проходов.

Поскольку строительство идет послойно, в нижней части дорожной одежды применяется щебень самых крупных фракция, а наверху более мелких.